Занимательные истории Интересные материалы

Как использовать лошадей в бизнес-образовании

Однообразные форматы тренингов успели надоесть и работодателям, и их сотрудникам. Только ли от скуки российские работодатели отправляют менеджеров развивать лидерские качества и искать нестандартные методы мотивации к лошадям

Начало управленческой карьеры у консультанта Артема Гебелева случайно совпало с обучением верховой езде. Он удивился, поняв, как много параллелей в ощущениях у него возникло между работой с лошадью и работой с людьми. В частности, один из наиболее важных факторов — это доверие, отмечает Гебелев. Лошадь будет доверять тогда, когда ты сам понимаешь ее и доверяешь ей. Так же и в бизнесе. Когда коллектив тебе как руководителю доверяет, задача решается одним образом, когда коллектив тебе не доверяет, результат будет иным. Он подумал об использовании лошадей в бизнес-образовании, стал изучать эту тему и обнаружил, что на Западе подобные практики существуют уже лет 20. Для России же это пока экзотика.

В коня как в зеркало

Одним из передовиков нового для российского бизнес-образования опыта стала компания «Филип Моррис сейлз энд маркетинг». Они искали инновационный подход для одного из модулей своей большой программы обучения и развития, через которую в течение полутора лет пройдут все сотрудники компании. О подобных тренингах за рубежом российскому «Филип Моррис» рассказала одна из зарубежных методистов компании — и они решили попробовать. Лошадиный тренинг вставили в середину недельной программы, между функциональной и поведенческой частями программы.

Поначалу Сергей Зайцев, директор по развитию коммерческой организации «Филип Моррис», отнесся к такому тренингу скептически и не понимал, как его сможет пройти большая разношерстная компания, в которой есть как те, кто боится лошадей, так и те, кто уже имел опыт верховой езды. Но в итоге все оказались в равных условиях, потому что тренинг совсем не о том, как лошадь усмирить и как на ней ездить.

Ездить на лошади верхом в течение тренинга практически и не приходится. Четыре последовательных упражнения — лошадь повести с собой за повод, убедить идти за собой без повода, убедить переступить через препятствие и пройти по шуршащей поверхности и лошадь как часть группы. Пожалуй, самое показательное упражнение, которое вызывает больше всего эмоций и ассоциаций. Один участник группы сидит верхом, держит в руках две ленты, за которые держатся два участника с завязанными глазами, а лошадь за поводок впереди ведет четвертый участник. «Лошадь послушно шла за мной, и мне казалось, что все у меня получается правильно, пока люди с завязанными глазами не стали спрашивать: “А что происходит, объясните нам”. И тут меня пронзило — я ведь и в жизни веду себя ровно так же. Впрягаюсь, тащу всех за собой, но не объясняю, куда и зачем», — делится выводами одна из участниц тренинга.

 

На что реагирует лошадь

 

Современные каналы коммуникации переоценены, полагает Зайцев. «Свое лидерство мы часто проявляем именно через них — раздаем указания по электронной почте, sms, телефону, не задумываясь, как их считывают по другую сторону. С лошадью такой формальный подход не работает. Работает неформальный контакт, внутреннее лидерство, уверенность в собственных действиях. Просто команды голосом не работают, — рассказывает Зайцев. — Многие сотрудники потом признавались, что пытались крикнуть, дернуть лошадь. Но это не срабатывало».

«Лошади все равно, кто перед ней, и все равно, кричишь ты на нее или нет. Она реагирует только на правильное взаимодействие. Именно с лошадью ты вдруг понимаешь, насколько лидерство энергетическая вещь», — подмечает Екатерина Тимохина, директор «Тим трейнинга», один из разработчиков программы для «Филип Моррис». Несколько лет назад Тимохина была участницей тренинга лидерства с лошадьми в Австрии и говорит, что это был очень важный для нее опыт именно как для руководителя.

«Мы провели уже три тренинга для “Филип Моррис”, и я вижу, какие за несколько часов с людьми происходят изменения», — отмечает Светлана Пашкевич, менеджер по разработке корпоративных программ обучения бизнес-школы «Сколково».

Она уверена, что все полученные знания применимы в жизни. Поскольку лошадь дает возможность на каком-то тактильном уровне осознать свои внутренние блоки. «Лошадь как зеркало тут же выдает реакцию на твое состояние. Ты боишься — она боится. Только ты внутренне формируешь мир вокруг себя — и так тебе этот мир будет отвечать поступками, действиями или бездействием. С лошадью ты это почувствуешь моментально. А это очень применимо в бизнесе в развитии лидерства и ответственности», — считает Пашкевич.

 

Переступить через себя

«Необычный формат тренинга дает возможность встретиться со своими личностными качествами, своими страхами, ограничениями», — считает Гебелев. Сейчас он возглавляет направление «Экви-практика» в компании «Тренинг бутик». Многим этот тренинг позволил перейти какой-то барьер внутри себя, согласен Зайцев: «Мы часто себе ставим сами какие-то барьеры: не смогу, не получится. Заранее говорим, что невозможно, и даже не пробуя, — мешает барьер в голове. Такое преодоление — это хороший урок и для меня в том числе».

«Все бы это могло быть бредом, если бы не результаты иппотерапии для людей не только с физическими недугами, но и с психическими. Исток бизнес-тренингов с лошадьми наверняка именно в иппотерапии», — считает КМС по верховой езде судья Елена Воронова. Правда, ей с подобными запросами корпоративных клиентов пока сталкиваться не доводилось.

«Экви-практика» подходит для разных задач: коучинг топ- и миддл-менеджмента, командообразование, подготовка кадрового резерва, говорит Гебелев. Правда, пока он проводит лишь пробные открытые тренинги. Переговоры с первым корпоративным клиентом — крупной российской IT-компанией — близки к завершению, подчеркивает он.

«Люди переходят из позиции функционера в позицию руководителя. Это не столько про управленческие компетенции, сколько про смену внутренней позиции. Лошадь очень хорошо дает возможность понять ощущение: я — лидер. Многим начинающим руководителям часто кажется, что проще и быстрее сделать что-то самому, чем объяснять подчиненному. С лошадью так не получится. Ее нельзя взвалить на плечи и перенести на другое место», — рассказывает Гебелев.

 

Не просто развлечение

«Для того чтобы упражнения с лошадьми не остались просто развлечением и тренингом про то, как подойти к животному, очень важно проговаривать с участниками все упражнения, все их действия и анализировать эмоции, — считает Тимохина. — Именно поэтому в каждой группе из шести человек есть так называемый фасилитатор, задача которого — задавать правильные вопросы и запустить дискуссию».

Конники все очень разные. Многие спортсмены хорошо управляются с лошадью, но им не хватит просто даже образования для того, чтобы справиться с обучением топ-менеджеров. Здесь обязательно нужен психолог, соглашается Воронова. «Для нас это тренинг про развитие в себе лидерства, умение мотивировать других через нестандартные подходы, непривычные в такой фановой форме», — резюмирует Зайцев. Эффект от него долгоиграющий. «Нечасто сотрудники обсуждают тренинги с коллегами в неформальной обстановке вечером или даже спустя несколько дней. Анализируют вместе полученный опыт и делятся эмоциями. А значит, это работает», — добавляет он.

Источникhttp://www.vedomosti.ru/

 

Идея, ради которой все начинается и на которой все основывается очень проста: эффективное управление людьми и эффективное управление лошадьми имеет ряд общих принципов. Можно сказать, имеет место, своего рода философия управления, взаимодействия и сотрудничества с Живым Существом, которая является набором универсальных принципов лидерства.

Лошади и коллективы в чем-то очень похожи

Команду можно рассматривать как единый, сильный и могучий живой организм, который обладает своими устремлениями и способностями. Как и лошадь, команда чаще всего нуждается в лидере, который организует жизнь и позволяет достигать результатов. Лошадь, сама по себе, – достаточно незащищенное существо, которое с трудом может выжить в одиночку. В природе лошади объединяются в табун и следуют за лидером, который несет за него ответственность, обеспечивает питание и поддержание иерархии. В искусственных условиях роль лидера выполняет человек. Как и лошади, команды нуждаются в лидере для того, чтобы действовать слажено и результативно, развиваться и максимально реализовывать свой потенциал.

Также как и лошади, команды по своей природе не агрессивны и готовы следовать превосходящей их воле. И те и другие представляют собой живой организм, пронизанный множеством нитей связей и взаимодействий. Они подчиняются биологическим ритмам, также нуждаются в том, чтобы им указывали направление движения и показывали ошибки. Коллективы и лошадь объединяет то, что они «скучают» без движения. Они сильны, и своими возможностями качественно превосходят возможности одного человека. И тех и других необходимо приручить, воспитать и подготовить к работе.

СО-ТРУДНИЧЕСТВО

Итак, первый принцип, которому учат лошади: управлять кем-то – не означает подчинить его. Во‑первых, классическая максима «человек царь зверей» оказывается несостоятельной при попытке физически заставить лошадь сделать что-либо против ее воли. Это небезопасно и безрезультативно. Лошадь сильнее, быстрее и выносливее. Работа с лошадью ни в коем случае не сводится к подчинению воли животного воле человека. Старая пословица, отражающая эту нехитрую идею, всем известна: «можно подвести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить».  Этот принцип так же применим и в работе с людьми. Прямолинейно-директивный формы мотивации давно продемонстрировали свою неэффективность для любой деятельности, которая хоть немного сложнее лесоповала и земляных работ. Времена «рабов на галерах» давно прошли, и сейчас даже финансовая мотивация в чистом виде не может обеспечить полную самоотдачу сотрудника, его инициативность и включенность в процесс. Системы мотивации становятся все сложнее именно потому, что человек все больше погружается в корпоративны мир, а значит его отношения со своей работой становятся все более тонкими, а его отношений к ней все более личным.

Забегая вперед, важно отметить, что, конечно же, принуждение и наказание, иногда и в жесткой форме, имеют право на существование в отношениях с лошадью, как и в отношениях с людьми. Но, если говорить о продуктивных о продуктивности, принуждение возникает в контексте диалогического взаимодействия в рамках природных возможностей. Принуждение сделать усилие, на которое лошадь или человек способны – оправдано, принуждение «летать бабочкой»  (как писал А. де Сент-Экзюпери возлагая ответственность на генералов за нерадивые приказы) – нет.  Интуитивно определять ситуации, где необходимо давление, а где оно излишне – одна из важных компетенций мудрого руководителя и всадника.

Разрушить доверие излишней авторитарностью и перейти к ситуации хронического конфликта очень легко, намного труднее потом эту ситуацию исправлять. На примере управления лошадьми видно, что если отношения строятся только на принуждении, скорее всего, терпение лошади рано или поздно закончится и она, возможно, попытается выйти из повиновения и может стать опасной для человека. С сотрудниками история может быть не столь драматичной для руководителя, но вполне вероятны другие нежелательные последствия — саботаж и снижение эффективности у сотрудников, которые «ушли в отказ».

С другой стороны, часто лошади как и люди проверяют границы дозволенного, и здесь важно не дать слабину. Многие лошади выбирают стратегию своего дальнейшего поведения в первые пять минут общения со всадником. Если за это время показать им «кто в доме хозяин», продемонстрировать твердость, настойчивость и готовность пресекать их проверки — они работают легко, с удовольствием и отдачей. Если же чувствуют, что всадник позволяет «халтурить», — крайне сложно бывает потом «переубедить», даже проверенными методами. У людей такой анализ границ занимает более долгое время и люди воспринимают лидера более гибко, позволяя ему меняться. И, тем не менее, руководителю крайне важно понимать и контролировать те невербальные послания, которые он демонстрирует своими действиями или их отсутствием. Сотрудник, который не встречает сопротивления своим опозданиям или неспособности выполнять задачу в срок, будет продолжать свою линию поведения несмотря ни на какие корпоративные нормы и правила. С людьми, как и с лошадьми, иной раз бывает очень важно твердо показать, что те или иные действия являются недопустимыми.

Во-вторых, несмотря на всю изобретательность в средствах воздействия, огромное количество процессов, обеспечивающих существование лошади и делающих ее лошадью, остается за рамками контроля человека: физиология, психология, анатомия. Лошадь дышит, переваривает пищу, напрягает мускулы, исходя из своей собственной лошадиной природы, и у нас нет никакой возможности в эти процессы вмешиваться. Коллектив так же живет своей жизнью: неформальные отношения, общественное мнение, сплетни, интриги, романы – все это проходит за спиной руководителя, каким бы осведомленным он ни был. Но все это составляет значительную часть жизни сотрудников, может быть даже более значительную, чем их основные обязанности. Нам остается только лишь прислушиваться к природе живого существа: лошади или коллектива, учитывать ее и взаимодействовать с ней.

…Среди тех сумасшедших плохишей, которые попадали нам в руки, ни одна лошадь не была по настоящему сумасшедшей или плохой. Все они обладали высоким интеллектом вкупе с крутым норовом. Это были лошади, которых не понимали. Это были лошади, с которыми плохо обращались. Это были лошади, которых испортили слишком мягким обращением. Плохишами, как правило, оказывались лошади с сильным характером, чьими владельцами оказывались слабохарактерные люди…
Генри Блейк, «Разговор с лошадью»

Идея тотального контроля утопична по своей сути. Величие и могущество лошади/коллектива в том, что они отличаются от нас, обладают своей природой, и благодаря этому помогает решать те задачи, которые лидер\всадник не может решить в одиночку. Плохие лидеры уверены, что «все проще сделать самому»; плохим учителям мешают дети, которые отличаются от идеала, не соответствуют ожиданиям, ведут себя не так. Но вся прелесть командной работы в том, что команда во многом превосходит своего лидера и не тождественна ему, и благодаря, а не вопреки этому, может сделать то, что он не может в одиночку. Забывать об этом — грубая ошибка.

Задача лидера — не сделать всё самому, за коллектив, а суметь довериться команде, направить ее, организовать деятельность, подсказать как лучше сделать, оставляя за ней право жить своей жизнью, обеспечивая необходимый результат. Если все это выполняется, то задача лидера сводится в большей степени к взаимодействию с коллективом, нежели к выполнению чего-либо самому. В выездке такая ошибка называется «элемент выполняет всадник, а не лошадь», в идеале – работа всадника незаметна, и кажется, что лошадь все выполняет сама.

Правильнее сказать, что управление — это со-трудничество. Тогда лошадь/коллектив — это сила и энергия, которые необходимо пробудить, приручить и направить в необходимое русло. Однако важно помнить, что вода не горит, электричество не проходит через дерево, а огонь не горит в вакууме. Энергия лошади — не универсальная энергия, которой можно распорядиться исключительно по собственному усмотрению. У лошади есть собственная природа, за рамки которой она выйти не может.

Первостепенная задача сотрудничества — результат, но он возможен, только если сложились определенные отношения. Этот принцип, в частности, объединяет управление лошадьми и людьми и позволяет говорить об управлении Живыми Организмами. Не важно, куда вы хотите повести лошадь – пастись на луг, погрузить ее в коневоз или проехать программу Большого Приза — если она вас боится, если не доверяет или не понимает, что вы от нее хотите — результат будет плачевным. Похожая история с людьми – если люди не уважают лидера, если его авторитет поставлен под сомнение, то, в лучшем случае, они будут имитировать работу, всячески подменяя реальные результаты их подобием, в худшем – это чревато отрытым неповиновением и саботажем. Пространство, раскинувшееся у лидера «за спиной» будет намного больше, чем то, что происходит «в открытую». Но если ситуация организована правильно – ваши люди, и ваши лошади, пойдут за вами куда угодно.

Прежде чем добиваться результатов в управлении, необходимо создать отношения, наполненные уважением и доверием. Экзюпери называл это «создать узы». Это условие совершенно необходимо как для управления людьми, так и для управления лошадьми, но, разумеется, не является достаточным.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, СИСТЕМНОСТЬ, ОБДУМАННОСТЬ

Второй принцип управления Живым можно сформулировать так: управленческое воздействие должно быть последовательным и системным. К этому также можно добавить, что оно должно быть понятным, настойчивым и ориентированным на достижение определенной цели.

Редко когда устремления лошади на сто процентов совпадают, с желаниями человека. Лошадь хочет своего — чаще всего есть, удовлетворять половой инстинкт и бегать (последнее реже); человек своего — выполнение определенных упражнений, движение по нужной траектории, перевозка грузов. Люди так же хотят разного, но редко когда благосостояние компании их главная жизненная цель. Противостояние, конфликт интересов неизбежен. Однако лидер есть лидер, и Лошадь готова подчинится, если понимает
а. чего от нее хотят,
б. что подчинение неизбежно,
в. что человеку можно доверять (см. выше)

Люди, пожалуй, не отличаются от лошадей в худшую сторону. Для достижения результата в управлении необходимо ясно понимать, что ты хочешь получить в результате и последовательно реализовывать свои представления, иначе всадник оказывается там, куда хочет пойти лошадь (чаще всего в стойло или к кормушке), а руководитель становится «свадебным генералом». Действиям руководителя, так же как и действиям всадника, необходима последовательность, системность, обдуманность.

Один из клиентов эквикоучинговой сессии так описала этот опыт: «После работы с лошадью я стала меньше дергать своих сотрудников. Ведь им можно поставить задачу, потом изменить задачу, потом поставить новую, потом изменить старую, потом вообще все отменить. Когда же ты ведешь лошадь, становится понятно, что с живым существом так нельзя. У него есть инерция, направление движения, и она [лошадь] такая большая, ее так сложно поворачивать, что проще сначала тщательно продумать команду, а потом уже ее отдавать».

ПРАВО НА ЛИДЕРСТВО

Третий принцип «управления-со-трудничества» заключается в том, что лидер должен ощущать себя лидером: внутренне признавать право управлять, быть твердым, настойчивым, быть готовым к противостоянию и способным победить в нем. Практика показывает, что одна и та же лошадь, при прочих равных, но замене всадника, ведет себя совершенно по-разному. С кем-то спокойна, послушна и уравновешена, с кем-то – суетлива, пуглива, истерична. В первую очередь это связано с тем, как человек ощущает себя в контакте с лошадью. Она спокойна, когда человек спокоен, уверен в своих действиях, не боится, не расслаблен настолько, чтобы не замечать ничего вокруг; когда он ясно понимает, чего хочет и чувствует себя вправе потребовать это от лошади; когда он уравновешен и действует без суеты; когда он доброжелательно настроен.

Люди чувствительны к невербальным сигналам и проявлениям не менее лошадей. Люди вокруг лидера отмечают, как он управляет ситуацией, осознает свое место и роль в ней. Внутреннее спокойствие возникает тогда, когда путь очерчен рамками продуманной стратегии. Твердость созидательна тогда, когда есть ясная задача. Неуверенность, суета, сомнения — возникают не сами по себе, а как следствие недостаточной компетентности, неуверенности в своих действиях, недостаточного понимания происходящего. Преодоление актуальных управленческих дефицитов позволяет прийти к по-настоящему лидерской позиции.

ПРОВЕРКА ДЕЛОМ

Наконец четвертый тезис, который является принципом эффективного управления живым организмом, заключается в том, что настоящее единение и сотрудничество проявляется только в решении (профессиональных/жизненных) задач.

Наполнить отношения уважением и доверием, быть системным и последовательным, чувствовать себя лидером недостаточно, чтобы быть управленцем и иметь эффективную команду/лошадь. Настоящее со-трудничество возникает только когда появляется опыт решения реальных задач, когда отношения проверены в деле, уважение и доверие основывается на прожитом опыте, а право на лидерство подтверждается практикой и достигнутыми результатами.

Настоящий контакт, настоящее понимание (когда максимальный результат достигается минимальным воздействие) возможно, если взаимодействие происходит в отношениях с окружающим миром на границе возможностей, часто в экстремальных ситуациях. Кстати, выездка — высшая школа верховой езды — это подготовка всадника и лошади к совместным действиям на поле боя. Выездка — промежуточное звеном, настоящее управление начинается под пулями и снарядами.

Согласно интегральной концепции американского философа Кена Уилбера, любой феномен можно представить в виде целого, которое, в свою очередь, является частью большего целого. Всякое целое, любого уровня, имеет внешнее и внутреннее пространство. Базовая конструкция концепции Уилбера — крест из осей «внутреннее — внешнее» и «индивидуальное — коллективное» (возникают четыре квадранта: индивидуальное внутреннее, индивидуальное внешнее, коллективное внутреннее, коллективное внешнее).

Если принять руководителя за целое, а команду вместе с ним за целое большего уровня, получатся четыре пространства, репрезентирующие целостность управленческой ситуации:
Индивидуальное внутреннее — внутренний мир управленца, его управленческая позиция, самоощущение, уверенность в себе,
Индивидуальное внешнее — последовательные, системные действия управленца,
Коллективное внутреннее — отношения между коллективом/лошадью и руководителем, наполненные уважением и доверием,
Коллективное внешнее — контакт, возникающий между ними при решении реальных задач.

Таким образом, четыре принципа тесно связаны между собой. Эффективный лидер реализует их все в полной мере: последовательность и настойчивость зависит от внутренней позиции, позиция укрепляется и формируется, когда отношения результативны, уважение и доверие не может возникнуть, когда действия руководителя хаотичны и бессистемны, а без уважения и доверия никакие верные действия сами по себе не обеспечивают результата.

…Вы должны научить вашу лошадь понимать вас, понимать, что вы от нее хотите. При этом вы должны быть неукоснительно последовательны. Нехорошо, если в один день вы разрешите лошади шарить по вашим карманам в поисках лакомства, а в другой день будете за то же самое наказывать ударом по носу. Именно в конюшне вы учите лошадь быть членом маленького табуна, в котором вы являетесь боссом. Не разрешайте лошади толкать вас, а если она вас укусит или пнет, сделайте то же самое в ответ. Другого пути не существует. Вы должны внушить лошади безграничное доверие, и в свою очередь должны ей полностью доверять, и если вы не сможете контролировать ее с земли, то нечего говорить о каком-то контроле во время езды…

Генри Блейк, «Разговор с лошадью»

Источник: Тренинг-бутик

Тренинг-Бутик. reCreate. Экви-тренинг. Анастасия Сиротинина

 

Related posts

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.