Интересные материалы

Счастье как бизнес-модель

Image«Вот оно – счастье!» – хотят услышать эти работодатели от новых сотрудников, покидающих офис в свой первый рабочий день. А также в пятый, двадцатый и в триста тридцать седьмой день тоже. Фантазёры, мечтатели? Нет! Практики и реалисты.

Треть жизни каждый из нас проводит на работе. Как бы сделать так, чтобы эта треть была, по крайней мере, не менее счастливой, чем две другие, а главное – возможно ли это вообще, и в нашей стране в частности? Этим вопросом задались организаторы проекта People Management ReForum Russia 2013 Winning The Hearts, презентация которого состоялась в концертном зале «Барвиха Luxury Village» 7–8 ноября.

Инновационная модель проведения мероприятия в формате edutainment, то есть «обучение через развлечение», была призвана продемонстрировать, что такое счастье как бизнес-модель. Все участники стали действующими лицами специально разработанного шоу. Мероприятию, собравшему более 500 топ-менеджеров крупных, средних и малых российских и зарубежных компаний, предшествовало исследование, проводимое на протяжении полутора лет. Его главной целью было выявить мотивацию, которая движет разными людьми, и понять, что должна делать компания и её лидеры, чтобы добиться вовлечённости сотрудников и научиться «выигрывать их сердца».

Кнут и пряник уже не действуют

Как рассказал собравшимся Михаил ВОРОНИН, инициатор проекта, председатель совета директоров агентства стратегических событий «Подъёжики», в разные времена компании использовали различные виды мотивации, чтобы добиться лучшего результата от своих сотрудников. Сначала это была мотивация, основанная лишь на вознаграждении за достижение определённого ожидаемого результата. Одновременно со стимуляцией к сотрудникам  необходимо было также применять силу (принцип кнута и пряника). Далее хватку ослабили, и у людей появилась некоторая самостоятельность вкупе с возможностью проявить себя. Однако со временем внешняя мотивация становилась всё менее эффективной, а на первый план выходила внутренняя – «я хочу это сделать!». Именно на такую мотивацию сегодня должны делать ставку лидеры компании, желающие иметь вовлечённых сотрудников и «выигрывать сердца». Более подробно о «теории мотивации 3.0», как её назвал бывший спичрайтер Белого дома США Дэниел Пинк, можно прочитать в его книге «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует», которая и стала отправной точкой для проекта Winning The Hearts.

Не держите шар под водой!

Выступающие поделились с собравшимися опытом и рассказали, какие именно принципы помогут в организации «счастливого бизнеса» и вовлечении сотрудников в него.

Во-первых, изменения всегда начинаются сверху. То есть, чтобы что-то поменять, на то должна быть политическая воля лидера компании, которую он транслирует сначала на топ-менеджмент, а уже затем на весь остальной персонал. Вице-президент по организационному развитию, работе с персоналом и административным вопросам ОАО «ВымпелКом» Михаил ЯКОВЛЕВ посоветовал собравшимся всегда начинать любые изменения в компании со стратегической сессии топ-менеджеров, в ходе которой они определяют миссию, цели и задачи компании и уже потом начинать воплощать их в жизнь. Чтобы вовлечь персонал и донести до него новые идеи, спикер порекомендовал придумать игры, викторины, предложить написать эссе на тему «во что мы верим». Взрослые, по его словам, любят играть не меньше, чем дети, и это обязательно надо использовать, если необходимо вовлечь сотрудников, сделать их приверженными компании. Также люди любят сниматься в кино и затем смотреть на себя, – этот приём также можно эффективно использовать, придумывая различные проекты внутри компании.

Михаил Воронин рассказал об инструменте, который он назвал «не держите шар под водой». В любом коллективе периодически назревают конфликты, которые могут привести даже к его разрушению, ну а как минимум – к напряжённым отношениям, когда сотрудники уж точно не смогут быть счастливыми и увлечённо делать своё дело. Чтобы этого избежать, Михаил каждое утро обходит офис, лично здороваясь с каждым из своих 70 сотрудников. По их поведению руководитель сразу понимает, у кого что-то не в порядке и кто держит этот самый шар под водой, то есть скрывает негативные эмоции. После такого обхода Михаил по одному приглашает сотрудников «с шаром» к себе в кабинет и выясняет, что случилось. Безусловно, такой подход требует от руководителя интуиции и психологической выдержки, но зато в коллективе всегда царит доброжелательная и позитивная обстановка.

Виктор СИЗОВ, директор по развитию бизнеса YOTA, рассказал, как важно относиться к линейным сотрудникам не как к винтикам огромного механизма, а как к личностям, значимым для компании. Так, когда YOTA начала свой розничный бизнес, несмотря на все старания топ-менеджмента, продажи шли плохо, а текучесть кадров была очень высокой. И лишь после ряда предпринятых мер всё изменилось: текучесть персонала в Москве сократилась в 5 раз, а расходы на продажи уменьшились в 1,8 раза. Что именно предприняла компания? Во-первых, подчеркнула значимость рядовых продавцов: каждый из них узнал, что он является пятым человеком в компании (после генерального директора, директора по развитию, регионального директора и менеджера магазина). Во-вторых, и называться эти сотрудники стали «специалистами по продажам и обслуживанию клиентов».

Гаджеты для счастья

Воспользовавшись возможностью, свои продукты представили компании, разрабатывающие специализированные гаджеты, в той или иной степени имеющие отношение к счастью.

Компания Empatika представила своё приложение In Flow (с англ. – «в потоке»). Как рассказал Байрам АННАКОВ, основатель и генеральный директор компании, этот продукт прежде всего необходим людям с расстройствами настроения (а их, по словам Байрама, в мире порядка 4%). Для таких людей приложение может стать буквально спасением, ведь риск суицида среди них гораздо выше, чем среди остальных людей, а приложение может помочь им вовремя заметить наступление фазы, когда необходимо обратиться к психоаналитику или другому подобному специалисту.

Приложение помогает отслеживать настроение человека и фиксирует его изменения. Происходит это следующим образом: 3–5 раз в день приложение спрашивает своего хозяина о его настроении, где и чем он занимается, и кто в этот момент находится рядом с ним. В итоге формируется статистика: какие места, занятия и люди приводят человека в хорошее настроение, а какие, наоборот, портят настроение. Кроме того, пользователь может добавить в наблюдатели других людей на своё усмотрение (например, своего психотерапевта или друга), чтобы они также были в курсе, что происходит с человеком и могли вовремя помочь. По своей сути это приложение – электронный дневник, который к тому же умеет анализировать информацию и даже давать рекомендации своему владельцу, как поднять настроение. Сейчас разработчики трудятся над тем, чтобы максимально автоматизировать определение настроения человека, использующего приложение In Flow. Они рассчитывают, что в скором времени приложение при помощи видеокамеры и специального браслета на запястье (по типу спортивных браслетов для измерения частоты пульса, сердцебиения и пр.) будет самостоятельно определять настроение пользователя.

Ещё один представленный на РеФоруме продукт – это приложение компании Relonch, которое называется Beens, сделанное по принципу социальной сети, в которой люди могут оценивать поступки друг друга (правда, только со знаком «плюс»). То есть создаётся своеобразная «кредитная история» хороших поступков и формируется been-индекс человека. Использовать эту информацию можно будет в том числе в рекрутинге. То есть если компания захочет найти не просто высококлассного специалиста, но ещё и хорошего, отзывчивого человека, приложение поможет в этом. С другой стороны, если каждый сотрудник определённой компании зарегистрируется в этой сети и будет иметь в ней свой индекс, то в итоге сформируется и индекс компании, и в свою очередь уже кандидаты смогут выбирать компании с определённым уровнем been-индекса. Зарегистрироваться в приложении можно при помощи учётных записей в Linkedln или в Facebook.

Ещё одно интересное и весьма необычное приложение было разработано специально для участников конференции Winning The Hearts – winningthehearts.com/app. Оно даёт возможность участникам пообщаться уже после окончания конференции в специальном чате, задать друг другу и спикерам интересующие вопросы, которые остались за рамками мероприятия, и просто сохранить информацию о мероприятии и не потерять друг друга из виду.

Лана КУБАНО, JOB.RU

Related posts

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.