Методические материалы

Модель обучения ADDIE

peeragogy-in-action

Источник:  Мастерская разработки тренинга

ADDIE – это традиционная модель разработки учебных программ (как очных, так и дистанционных). В последнее время у нее все больше критиков, которые говорят, что применительно к современной быстро изменяющейся ситуации использование этой модели не всегда позволяет оперативно реагировать на потребности в разработке (особенно для e-learning).

В модели ADDIE пять этапов проекта по разработке и проведению программы обучения: Анализ, Дизайн, Разработка, Проведение и Оценка.

Каждый этап предусматривает свой набор действий и свои промежуточные результаты. Начало каждого следующего этапа базируется на результатах предыдущего.

 

Пять этапов модели ADDIE

Analyze — Анализ

• Конкретизация организационных целей и целей учебной программы.
• Согласование объема учебной программы.
• Формулирование требований к администрированию программы обучения.
• Определение стратегий переноса новых навыков в рабочую практику.
• Просчет проектных рисков, возможностей и предположений.
• Исследование ограничений, включая технологические аспекты, бюджет, время и длительность обучения.
• Определение критериев отбора тренеров и участников программы обучения.
• Определение целевой группы, требований к начальному уровню знаний и навыков, характеристик и специальных потребностей участников.
• Определение объема оценки требуемых знаний и навыков.
• Определение рабочих задач, выполняемых потенциальными участниками обучения, и уровня мастерства, требуемого после обучения.
• Оценка затрат на дизайн программы, ее детальную разработку, проведение и оценку, а также определение требуемых видов и графика работ.

Результат: Анализ потребностей в обучении

Design — Дизайн

• Перевод целей учебной программы в финальные учебные результаты.
• Количественное определение затрат на дизайн программы, ее детальную разработку, проведение и оценку.
• Определение структуры и последовательности программы.
• Определение длительности и графика обучения.
• Принятие решения о формате программы и способе обучения.
• Конкретизация вида и условий оценки участников.
• Определение методики оценки программы, методов сбора данных и видов отчетности.
• Формулирование способов переноса результатов обучения в практику и требований к рабочей среде.
• Определение требований к проведению и администрированию программы.

Результат: Высококачественный дизайн

Develop — Разработка

• Разработка информационных материалов для заинтересованных лиц.
• Разработка планов сессий, руководства тренера, рабочих материалов, пособий и др. ресурсов для участников.
• Разработка пособий для тренера и пособий для использования на рабочем месте.
• Разработка руководств и ресурсов для коучей/менторов.
• Разработка технологической инфраструктуры и программного обеспечения.
• Разработка процедур оценки участников.
• Разработка инструментов оценки проекта и программы обучения.
• Проведение пилотной программы в тестовом режиме.
• Анализ и корректировка затрат на проведение и оценку, виды и последовательность работ.

Результаты: Информационные материалы, планы сессий, руководства тренера, руководства участника и др. ресурсы, пособия для тренера, пособия для использования на рабочем месте, инструменты оценки участников, инструменты оценки программы, инструменты оценки проекта.

Implement — Проведение

• Информирование заинтересованных лиц о программе.
• Производство программных материалов и пособий.
• Инсталляция технологической инфраструктуры.
• Разворачивание административных баз данных и систем.
• Установка рабочих пособий.
• Подготовка коучей/менторов.
• Заказ помещения, размещения и транспортировки участников.
• Организация учебного пространства и размещение участников.
• Составление списка участников.
• Проведение обучения.
• Выполнение мероприятий по переносу результатов в практику.
• Проведение оценки участников.
• Сбор обратной связи от участников.

Результаты: данные оценки участников, заполненные формы участия в обучении, заполненные формы обратной связи.

Evaluate — Оценка

• Сбор данных оценки программы.
• Сбор данных оценки проекта.
• Анализ проведения программы обучения (количество обученного персонала, процент прошедших аттестацию, степень удовлетворенности участников).
• Анализ выполнения проекта (затраты, график, объем, удовлетворенность заинтересованных лиц, удовлетворенность проектной команды).
• Отчет о результатах программы и проекта.

Результаты: Отчет о проведении программы обучения, отчет о выполнении проекта.

Это только примерный перечень действий и результатов на каждом их этапов. В каждой организации и в каждом проекте – свои конкретные требования, поэтому в каждом конкретном случае данный список придется адаптировать под потребности организации и проекта.

Некоторые проектные переменные точнее формулируются по мере движения от этапа к этапу. Эти переменные включают в себя стоимость, график, требования и риски, и по мере прояснения этих переменных принимается решение о переходе или непереходе на следующий этап.

Определяющие проектные параметры остаются неизменными. Это цели проекта, объем работ, результаты и подход. Если по ходу проекта меняются эти параметры, это свидетельствует о недостаточной продуманности на этапе планирования проекта.

 

«Статья взят с сайта: «Мастерская Тренерских Технологий. Все для бизнес-тренера.http://www.metodmaster.ru

Related posts

Leave a Comment